Металлурги РФ выступают против инициативы РЖД

Кто против новой системы?

Как известно, РЖД выступает с инициативой введения новой системы взаиморасчетов – take-or-pay, что в переводе означает «бери или плати».  Такая система выгодна перевозчикам, потому как подразумевает гарантию (долгосрочную) перевозок и, соответственно, прибыли. Однако сталелитейные компании, выпускающие катаные цинковые аноды, сетку, алюминиевую проволоку и иные изделия, убеждены, что подобный ход станет нарушать важный принцип публичности. Это, в свою очередь, позволит РЖД, как монополисту на данном рынке, злоупотреблять своим положением.Металлурги РФ выступают против инициативы РЖД

Все это вылилось в весьма решительные действия металлургов. В частности, 17 мая отметилось просьбой, адресованной Минтранспорту России, в которой содержится призыв пресечь попытки РЖД ввести указанный принцип. Это ходатайство было направлено от лица партнерства (некоммерческого характера) «Русская сталь».

Take-or-pay

Июль 2016 года отметился предложением введения данной системы расчета. Его предложили от лица РДЖ, действуя в рамках указания президента. Такая монополия предполагает получение приоритета теми грузоотправителями, которые заявляют об объеме перевозок далеко наперед (на несколько лет). Причем невыборка будет штрафоваться. Что касается прибыли от данной системы, то она должна быть направлена на осуществление инфраструктурных проектов. Тем не менее, существующий устав ж/д транспорта не позволяет внедрить систему.

Однако декабрь 2016 года ознаменовался новым законопроектом от Минтранса, нацеленным на изменение указанного устава. Внесение изменений должно осуществляться на основании предложений от РЖД. В соответствии с ними, перевозчик, договор с которым и подписывает концерн, обязан быть «владельцем инфраструктуры». Также есть пункты о соответствии договора правовым нормам (антимонопольным и гражданским), критериям доступа (недискриминационного) на рынки товаров, а еще этот договор не должен оказывать влияния на конкретные типы перевозок – в их числе специальные и воинские.

Относительно начала действия всех поправок – называется декабрь 2017 года.   

Позиция Русской стали

Ее аналитики уверены, что в результате определенных условий, отправители и получатели грузов в состоянии заключить контракты с РЖД и получить приоритет в вопросе приема заявок. Однако подобное решение даст монопольному перевозчику право на ограничение доступа к перевозкам разным грузам на всех направлениях. А это откровенное попрание принципа публичности перевозчика. В итоге РЖД получит возможность злоупотреблять собственным положением как монополиста. Эксперты Русской стали полагают, что привилегии, которые грузоотправитель может получить в результате подписания соответствующих контрактов, не должны сказываться на всех остальных участниках перевозок.

Статистика

Как видно из статистических данных, порядка 90% отгрузок стали и угля приходится именно на ж/д транспорт. Если посмотреть на цифры от Интерфакса, то заметно, что российские сталелитейные компании почти всю продукцию перевозят по железной дороге:

  1. НЛМК – 15 260 000 тонн из 16 440 000 тонн;
  2. Евраз – 9 400 000 тонн из немногим более 10 000 000 тонн;
  3. Северсталь – 7 600 000 тонн из 11 630 000 тонн.

Транспортировка угля тоже зависит от железной дороги, так как из ожидаемых 385 000 000 тонн по ж/д будет перевезено 360 000 000 тонн




9+5