Спор между металлургами и вагоностроителями решается
Решение ФАС
Федеральная антимонопольная службы вынесла свой вердикт относительно жалоб производителей вагонов и автомобилей на металлургические компании после того, как последние резко повысили стоимость стали. ФАС в итоге не приняла ни одну из сторон, решив, что и металлургам и потребителям необходимо договариваться – подписывать долгосрочные контракты на основе формульного расчета цены.
Причина конфликта
Она заключается в резком повышении ценника на прокат, необходимый для производства вагонов – всего за ноябрь и декабрь. Если сравнивать с этими же месяцами прошлого года, то цен пошли вверх на 27% (для листового проката) и 36% (для швеллера).
Вагоностроители
Данная сфера экономики переживает тяжелый кризис из-за сокращения спроса на вагоны – с 88 000 в 2013 г до 64 000 в 2014 году. А еще по причине перенасыщенности внутреннего рынка и обвала ставок аренды (суточной). Это приводит к двойному прессингу вагоностроительных компаний, которые страдают от падения спроса, вынуждающего их сбрасывать цену, и от подорожания металла, что привело к повышению стоимости комплектующих – колес, тормозов, литья, осей и т. д.
В итоге предприятия попросту теряют рентабельность, а это сказывается на их инвестиционных программах, а также и на количестве рабочих мест.
К счастью, подобные проблемы в таких масштабах не характерны для рынка алюминия. Так что если вы ищете большое количество алюминиевых листов по небольшой цене, то наша компания в состоянии предоставить требуемый объем.
Предложения
Весьма оригинальную идею выдвинул Василий Варенов. Она заключается в том, чтобы отныне котировки стали привязаны к стоимости вагона и определялись в зависимости от его цены на рынке. И эта стоимость проката должна колебаться вместе с ценником на вагоны. В российской экономике такого прецедента еще не было.
Металлурги выдвинули встречное предложение, в соответствии с которым уже работают некоторые комбинаты – Магнитогорский и группа ОМК. Его суть заключается в долгосрочных контрактах с плавающими котировками, которые будут зависеть от индексов рынка проката (российского).
Данная формула работать в условиях кризиса не сможет, так что придется каждую конкретную цифру утверждать на переговорах. Металлурги же вполне обоснованно поднимают стоимость, ведь в этом году они исходили из цены за $ в 36 руб., а на 2015 год закладывают среднее значение в 60 руб. А такое переоценивание валют приведет к значительному повышению издержек комбинатов.
В этом положении необходимо развивать сотрудничество. Так, вагоностроители готовы отправлять сразу на заводы имеющийся оборотный лом, а также обсуждать оптимальные критерии оплаты проката.
Решения
Было решено, что ценник на металл будет диктоваться рынком, а у металлургов не должно быть монополистического сговора. Что касается вагоностроения, то отрасли необходима реструктуризация, ведь сейчас наблюдается избыток мощностей – при годовой потребности в 50 000 - 60 000 вагонов, компании в состоянии производить почти в 2 раза больше. Но консультации продолжатся.