Тел.\факс: (812) 331-11-34
(812) 322-97-72
(812) 336-41-81
(812) 322-98-23
E-mail: office@alfa-sous.ru

Образование единого регулятора – мнение специалистов

Образование единого регулятора – мнение специалистовОбщая ситуация

После того как в России был образован единый регулятор на основе ФСТ и ФАС, эксперты подготовили свой вердикт относительно данного вопроса. На такие меры их подтолкнули и журналисты, так как в масс-медиа посыпались обращения от многих заинтересованных сторон. Стоит отметить, что образование подобного органа нельзя назвать неожиданным, ведь его идея давно витала в воздухе, а пример Казахстана только подзадорил российское правительство.

Имеющаяся система

Она была представлена рядом органов – ФСТ, отраслевыми министерствами, ФАС и Минэкономразвития. В целом данные институты, образовавшиеся в 2004 году в результате проведения реформ административного характера, обеспечили плавное реформирование естественных монополий, в том числе и в металлургическом секторе (производители проката, уголков, нержавеющей ленты, медной проволоки, прутков и т. п).

Тем не менее, у ФСТ не было тарифных органов территориального значения, что серьезно мешало, потому как нефтяные, металлургические и другие монополии принимают региональные тарифы для оплаты услуг. В итоге это приводило к невозможности организовать прозрачный тарифный процесс.

При этом ФАС, обладая недостающей ФСТ структурой, смогла достаточно эффективно бороться за права потребителей, хотя этому органу активно противодействовали лоббистские группы от монополий. Тем не менее, ограниченность инструментов сказывалась, так как использование штрафов оборотного типа приводило к дополнительной нагрузке на потребителей.

Теоретические риски единого регулятора

Использовавшаяся система оказалась весьма жизнеспособной и эффективной, сохраняя нужный баланс между потребителями, монополиями и государством. Именно оно больше всего рискует в результате создания новой системы, потому как при двух регуляторах гарантировалось наличие позиций (аргументированных), ведь их интересы во многом пересекались. А образование единого органа может привести к созданию ситуации, аналогичной образцу РАО «ЕЭС России». Одна точка зрения привела к тому, что система оказалась попросту нежизнеспособной и ее функционирование зависит от государства. Кроме того, существует риск оттока кадров, потому как зарплата в органах ФАС была одной из наиболее низких из всех федеральных институтов.

Реализация тарифной кампании 2016 года под вопросом, ведь у потребителей, монополий и тарифных органов регионального значения имеется масса вопросов, по которым необходимо будет дать разъяснения. А отсутствие качественной системы по принятию решений делает эту задачу малореальной даже при условии наличия достаточного числа исполнителей.

Впрочем, нельзя утверждать, что реформа приведет исключительно к негативным последствиям, так как оставляет за собой модернизационный запас.

 

 




0+1